Количество часов: 20
Стоимость: 2 170 рублей
Форма обучения: очная.
Целевая аудитория: педагогические работники общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, а также дополнительного образования.
Преподаватели: доктора и кандидаты филологических наук кафедры общей и прикладной филологии ЯрГУ.
Руководитель программы: Денис Львович Карпов, к.филол.н., зам. декана факультета филологии и коммуникации ЯрГУ.
В соответствии с профессиональным стандартом педагога, учитель должен «владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.», а также «организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую». Одна из главных задач учителя заключается в том, чтобы привить ученику любовь к познавательной и исследовательской деятельности, сформировать те умения, которые позволят в будущем самостоятельно организовывать поисковую работу и уверенно себя чувствовать в ежедневно увеличивающемся информационном пространстве.
Как поясняется в образовательном стандарте СПО, познавательная деятельность школьника, заключается в:
- умении самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- использовании элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.
- исследовании несложных реальных связей и зависимостей;
- определении сущностных характеристик изучаемого объекта;
- самостоятельном выборе критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
- участии в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности…»;
- самостоятельном создании алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- формулировании полученных результатов, создании собственных произведений…
С познавательной деятельностью непосредственно связана информационно-коммуникативная, включающая «поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)».
Все эти умения могут быть развиты в ученике только в процессе самостоятельной исследовательской работы под непосредственным руководством педагога-наставника.
Цели образования в рамках данной программы соотносятся с профессиональными стандартами педагога и образовательными стандартами и направлены на развитие литературоведческих знаний, исследовательской, методологической базы, а также навыков работы с текстом. Особое внимание в программе уделяется подготовительному этапу исследования (выбор темы, постановка цели, отбор материала и т.д.), а также оформлению работ для участия в исследовательских конкурсах.
Содержание программы:
Исследовательская работа как особый вид деятельности школьников.
Исследование как особый жанр самостоятельной работы школьника.
Основные этапы исследования: подготовка исследования, выбор темы, планирование работы, сбор и анализ материала, выбор исследовательских методов, оценивание актуальности и значимости работы.
Методология филологического исследования: выбор методов и их описание в работе.
Композиция исследовательской работы.
Критерии оценивания исследовательской работы.
Доклад и презентация результатов исследования: основные правила создания.
Анализ конкурсных работ («Открытие», «Филологические чтения им. Н.Н. Пайкова, «Отечество» и др.).
В результате освоения программы учитель сможет самостоятельно планировать исследовательский процесс ученика, выбрать научно значимую тему для работы школьника, сопровождать процесс создания и оформления исследования, оценить его по критериям, предъявляемым к такому виду работ.
Значительное место в курсе отведено анализу реальных работ школьников и отзывов конкурсных жюри.
При составлении программы курса использовался опыт проведения школьных научных конференций различного уровня.
Подробная информация и прием заявок по телефону 8(4852) 30-86-67,
по e-mail: cdodmr@uniyar.ac.ru, 308667@mail.ru