Онлайн-курс «Психология инсайта», разработанный учеными факультета психологии Демидовского университета, появился очень вовремя - накануне перехода на дистанционный формат обучения. Курс оказался востребованным и студентами, и теми, кто интересуется когнитивной наукой. Сергей Коровкин, доцент кафедры общей психологии, рассказывает о том, как создавался курс.
- Как родилась идея сделать курс, посвященный феномену инсайта?
- Мы поняли, что нужен какой-то «ликбез» для ребят, которые к нам приходят и хотят заниматься научными исследованиями феномена инсайта. За 10 лет работы в сфере изучения инсайта какие-то темы для нас стали базовыми, но для студента 1-3-го курса, только погружающегося в проблему, они являются неочевидными. Возникает пропасть между теми, кто уже давно занимается темой, и теми, кто только пришел. Сначала у нас возникла идея создать список источников, текстов, которые можно было бы дать почитать новичкам в качестве основы. А когда появился запрос от университета на создание курса, мы решили совместить потребности университета и наши потребности. Мы свели все то, что начитали и наработали за это время, в общую конструкцию, и постарались представить это в лёгкой и интересной форме. Надеемся, что курс окажется полезен слушателям. Онлайн-курс – это, конечно, не учебное пособие, но получилось даже в каком-то смысле интереснее.
- Как шла работа над созданием курса?
- Над курсом работала целая команда - порядка 10 человек. Мы много работали над содержанием; насколько нам известно, не только в России, но и в мире нет такого специализированного курса. Нам не на что было ориентироваться, пришлось самим принимать решение, какие идеи будут «базовыми», а какие - «дополнительными». Это было сложно, но интересно. Отдельная тема – подбор картинок, иллюстраций, что-то пришлось самим рисовать, за что хочется выразить особую благодарность нашей креативной команде. Непростым делом оказалась работа на камеру: ты не общаешься с людьми, не получаешь обратной связи, нужно думать о том, что говоришь, как выглядишь. В этом смысле на лекции чувствуешь себя свободнее: можно не думать о том, КАК ты говоришь, а направлять все свое внимание на реакцию аудитории. Поэтому на записи видео обычно присутствовал кто-то из коллег – изображал аудиторию.
- Как организован курс?
- Это короткие ролики от 5 до 15 минут и задания тестового характера - на данном этапе мы отказались от открытых вопросов. Для тех, у кого курс был частично интегрирован в образовательный процесс, мы делали zoom-конференции и обсуждали, что понятно, а что непонятно. Но в основном, конечно, используются тесты, где человек сразу знает, правильный или неправильный он дал ответ.
- Успешно ли прошло внедрение курса в образовательный процесс?
- Да, я полностью заменил один из курсов в магистратуре, который по сути и по содержанию очень близок. Илья Владимиров, доцент кафедры общей психологии, один из разработчиков курса, тоже включал его как часть курса по когнитивной нейронауке для третьекурсников.
- Кому еще может быть интересен курс?
- Тем, кто смотрит канал «Постнаука», читает про науку, открытия. Тем, кто занимается или интересуется искусством. Если мы говорим про образование и самообразование, то наш курс был бы интересен специалистам по когнитивной науке, гуманитариям в широком смысле слова. Даже школьникам, которые хотят заниматься наукой в принципе, будет интересно – в курсе есть разделы, где говорится о том, как происходят научные открытия.
- Какую долю онлайн-курсы, на ваш взгляд, могут занимать в образовательном процессе?
- Сложно сказать, онлайн-курсы, конечно, имеют свои плюсы. Например, дистанционные курсы Стэндфордского университета, с которым сотрудничал Демидовский университет, научили меня не только работать с компьютером и интернетом (это было начало 2000-х годов), но и свободному поведению преподавателя во время лекций. Для меня было удивительно, что преподаватель одного из ведущих университетов мира может сидеть во время лекции на столе, закатав рукава. Но ты быстро перестаешь обращать на это внимание, поскольку важнейшим становится содержание лекции. Если говорить о ситуации этого года, то какие-то вещи, например, семинары в формате zoom-конференций, мне показались даже более эффективными. На практических занятиях по статистике с магистрантами я демонстрировал им свой экран, показывал анализ данных в статистических пакетах, каждый мог отследить сделанный шаг, сразу задать вопрос - происходит большее погружение в тему. Хотя студенты, которые проходили онлайн-курс, жаловались, что им не хватает групповой динамики.
- Значит, несмотря ни на что, очные форматы сохраняют свои преимущества?
- Очные лекции непохожи одна на другую. В зависимости от аудитории что-то рассказываешь подробнее, что-то пропускаешь и идешь к более сложным вещам. Есть то, что называется неявным знанием, это передается в любой форме очного общения. В онлайн-формате не хватает общения, не хватает обратной связи, не передать какой-то атмосферы что ли. Лекции отчасти можно заменить, хотя хорошая лекция - это целое театральное представление: и лектор, и студенты должны выйти с лекции с чувством, что их жизнь не будет прежней. Разница между очными лекциями и онлайн-лекциями как между театром и роликами видео-блогеров.
Курс «Психология инсайта» представляет собой введение в экспериментальную психологию исследования творческих процессов. Темы составлены на основе обобщения современных экспериментальных данных, а также собственных исследований, проведенных научным коллективом. Курс раскрывает темы, касающиеся феноменологии научного открытия, этапов творческого решения, специфики экспериментального исследования творчества и другие. Специальные знания не требуются. В курс входят 48 уроков, 6 часов видео, 129 тестовых заданий.