Ученые демидовского продолжают изучать феномен инсайта, его природу и возможности в команде с зарубежными исследователями на площадке научно-образовательной лаборатории когнитивных исследований ЯрГУ.
В этот раз в формате большой онлайн-встречи на международном научном семинаре «Инсайт без границ», организованном лабораторией когнитивных исследований ЯрГУ, когнитивные психологи из Германии, Бельгии, Великобритании, США, Нидерландов и России заслушали и обсудили доклад Рубена Лаукконена «Инсайт как вывод: изучение инсайта через его разрушение». Постдокторант Свободного университета Амстердама поделился мнением о том, что инсайт может иметь как светлую, так и темную стороны. - Чувство внезапного озарения (ага-переживание) может как быть источником творчества и открытий, так и означать начало эпизода бреда или потенциально укрепить убеждения, - подчеркнул Рубен Лаукконен. В этом выступлении автор рассмотрел несколько экспериментов, раскрывающих обе стороны инсайта.
Эти эксперименты включают в себя (а) новые задания для создания ложных инсайтов, (б) метод изменения убеждений ага-переживаний и (c) инструмент для фиксации воплощённых в теле ага-переживаний в режиме реального времени. Наиболее яркий результат этой работы состоит в том, что люди склонны считать правдивой ту информацию, которая сопровождается чувством озарения.
Также он представил краткий обзор новой концепции понимания инсайта с точки зрения теории предсказательного кодирования Карла Фристона.
- Всего около двух десятков ученых в мире профессионально занимаются вопросом изучения инсайта, - подытожил заведующий лаборатории, доцент кафедры общей психологии Сергей Коровкин. - Семинар позволил нам поделиться друг с другом наработками, открыть для себя новые возможности и пути в своих исследованиях, на что-то посмотреть под другим углом. Современные данные указывают, что чувство инсайта возникает не просто как радость от внезапного нахождения решения, а как результат ошибки предсказания и переоценки наших ожиданий.
Слушателями и участниками обсуждения были учёные из университета Амстердама (Нидерланды), ЯрГУ (Россия), Дрексельского университета (США), Университета Делавера (США), Брюссельского свободного университета (Бельгия), Университета Хильдесхайма (Германия), Университета Лондон Метрополитен (Великобритания), СПбГУ (Россия), РАНХиГС (Россия), Института психологии РАН (Россия).