—Изначально мы планировали эту поездку как семейную во время отпуска, но так получилось, что маршруты для отдыха почти совпали с деловым предложением от администрации Ненецкого округа.
Мы не первый раз работаем вместе — в сентябре прошлого года по заказу властей мы поехали изучать ненецкие термальные источники Пым-Ва-Шор. Температура их — от 18 до 28 градусов, посетители купаются даже зимой. Тогда нам поставили задачу составить полный биоклиматический паспорт источников, включая биохимический анализ воды. Образцы собирали сами, бутилировали по всем правилам и отправляли в Москву. В будущем тут могут создать курорт.
По новому запросу местной администрации в один из наших дней отпуска мы отправились с инспектором из департамента природы в Нижнепечорский заказник, который находится в самом устье реки Печоры.
— Что вы исследовали?
— От Нарьян-Мара, столицы округа, нас быстро довезли вверх по Печоре на катере. На месте мы уже решали, что можно сделать с этим заказником. Пока провели только предварительный анализ на предмет туристического потенциала территории, но уже выявили два очень интересных объекта.
Болванский мыс — потрясающее место, где река Печора утыкается в Северный Ледовитый океан, образуя небольшое Печорское море. На мысу, который когда-то был святилищем ненцев, ныне установлен крест. На нем раньше стояли «болваны» — языческие идолы кочующих народов. Там же мы обнаружили гнездовья сапсана — самой быстрой хищной птицы на планете.
Следующая интересная точка — Мохнатая сопка. Это небольшая гора, вся заросшая кустарниковыми деревьями, что удивительно — их там, недалеко от океана, не должно быть в принципе. Причины появления растительности будут исследовать дальше — нужно изучить почву, склоны, воздействие солнца и остальное. Точка для туристов стала бы очень интересной, с нее открываются просторы реки Печоры.
— Встречали ли вы кого-то из местных жителей?
—Людей на этой территории не бывает месяцами, и, к сожалению, если и появляются, то часто бывают браконьеры. Но несколько раз на Полярном Урале видели кочевья коренных народов — издалека, через бинокль. На стоянке видели чумы, деревянные нарты, пасущихся оленей, самих ненцев.
Это совсем другая цивилизация, со своими порядками и вкусами — например, если путник попросит их чем-нибудь угостить, то они могут предложить сырые оленью кровь и рыбу. Если напоят оленьим бульончиком, то можно считать, что со стоянкой повезло.
— Какие впечатления оставила вам экспедиция?
—Река Печора — это почти две тысячи километров, длина почти такая же, как у Дона или Рейна. Ее ширина в тех местах, где мы были, в два с половиной раза превышает ширину Волги в Ярославле.
Мы прошли около 90 километров вниз по течению реки, ощутив ее просторы. Поначалу двигались среди широкой поймы с низкими берегами, но на полпути показался правый коренной берег, ольховая Мохнатая сопка, а еще через 20 километров — Болванский мыс. Очень много по пути встречалось песчаных островов, отмелей, кос и просто широких песчаных берегов. Низкие берега лишь один раз вздыбились обрывами, когда река подходила к самому югу Ненецкого округа. Капитан катера пояснил нам, что это место собираются объявить памятником природы — геологическим обнажением.
Наши северные реки — огромные потоки воды, которые начинаются очень быстро, набирая силу с совсем маленького ручейка. Их величие — неописуемо.