Какие главные вопросы освещены в новом издании и в чем его практическое применение, рассказали нам в новом интервью сами авторы.
– Как и почему возникла идея создания монографии?
– Анатолий Викторович (далее – А.В.): Предыстория такая: два года назад мы выиграли грант РНФ по исследованию принципиально нового класса деятельности – субъектно-информационного. К нему относятся в том числе и все процессы, связанные с IT, цифровизацией, взаимодействием человека и компьютера – до нас эту область мало кто исследовал.
– Александр Анатольевич (далее – А.А.): По итогам первого года работы мы опубликовали две монографии – «Методологические основы психологического анализа информационной деятельности» авторства Анатолия Викторовича и «Теория и практика психологического анализа деятельности» моего авторства. Наше новое совместное издание «Метакогнитивная регуляция информационной деятельности» является своеобразным итогом второго года нашей активной исследовательской деятельности – это целый массив экспериментов, эмпирических данных, собранных нами за это время.
– Если говорить самым простым языком – что такое метакогнитивная регуляция?
– А.В. Это те так называемые «надпроцессы», которые отвечают за регулирование наших основных психических процессов: например, есть как понятие «мышление», так и «мышление о мышлении». Или, например, понятие «метапамять» - это память человека о возможностях своей памяти. Все эти процессы вторичны, но при этом они особенно важны при изучении наиболее сложных видов деятельности, особенно в отношении информационных технологий.
– Какие ваши предыдущие исследования легли в ее основу?
– А.В. Книга является продолжением целого цикла исследований, развернутых на нашей кафедре психологии труда и организационной психологии и посвященных изучению различных видов профессиональной деятельности. Исследование совершенно новой для нас сферы – информационных технологий – базируется на наших концепциях, которые раскрывают определенные особенности психических процессов (за них, кстати, я получил премию имени Рубинштейна).
– А.А. В двух предыдущих книгах, например, исследовалась проблема метакогнитивных феноменов в информационной деятельности, и результаты этих исследований также легли в основу новой монографии.
– Как в работе раскрывается связь двух таких, казалось бы, разных сфер - информационных технологий и психологии?
– А.В. Стоит отметить, что сейчас одним из самых популярных направлений мировой психологии является так называемая киберпсихология – она изучает огромный комплекс проблем, связанных с взаимодействием человека и виртуальной среды, причем не только в профессиональном аспекте.
Главная проблема такова – цифровизация оказывает не только позитивное, но и очень мощное негативное влияние на развитие психики. Достаточно вспомнить названия мировых бестселлеров на эту тему: «Укрощение обезьяны», «Мозг онлайн», «Антимозг». Основные тезисы этих исследований таковы: компьютер «выжигает» когнитивность, у человека блокируется развитие сознания, отпадает необходимость в глубокой и осмысленной проработке информации, ее запоминании – по сути, зачем человеку нужна память, если все и так доступно в пару кликов? Да что говорить, совсем недавно во всем мире обсуждалась новость, что нейросеть написала за студента дипломную работу, которая была успешно защищена – преподаватели даже не смогли распознать, что это результат деятельности искусственного интеллекта.
Стоит даже обратить внимание на знаменитый индекс Флинна – он отражает динамику среднего уровня интеллекта на планете. До 2000-х годов каждые десять лет он повышался на полтора процента, а за последние 20 лет этого столетия, или в цифровую эпоху, планета «поглупела» на целых три процента.
– Но только ли негативные тенденции прослеживаются в этом взаимодействии?
– А.В. Конечно, нет! Собственно, в исследованиях мы и доказываем, что если техника используется не как средство информационного поведения, в основном развлечения, а как средство достижения каких-либо целей, профессиональных, например – то влияние будет исключительно позитивное. Возьмем тех же программистов – у них блестящий уровень интеллекта, памяти, и все потому, что компьютер для них не роскошь, а средство. По сути, компьютер «разрушает» мозг только тогда, когда он является самой целью – сижу и глазею. Если же это «орудие труда» - тогда совсем наоборот.
– А.А. Очень большое внимание мы уделили и прикладным аспектам темы – целая глава книги посвящена разработке нового методического инструментария, конкретным методикам, позволяющим изучать метакогнивитные аспекты информационной деятельности. Получилась интересная и в какой-то мере ироничная ситуация: одна из разработанных методик получила название «Комплексный опросник метакогнитивного потенциала», и если его сократить до аббревиатуры, получается «комп». Это было непреднамеренно, но очень забавно!
– А каким образом проходила непосредственно исследовательская работа, результаты которой отражены в монографии?
– А.В. Наши исследования «охватили» более 20 городов, среди которых – Ярославль, Иркутск, Владивосток, Хабаровск, Томск, Махачкала, и более 50 профильных организаций – «Тензор», «Диасофт», «Электроника». Работали мы с совершенно разными категориями, это были как айтишники разного уровня – от джунов до сеньоров, так и студенты профильных специальностей. Причем начинали мы нашу работу в период пандемии, и эмпирический материал приходилось собирать дистанционно в режиме онлайн – это были опросники в Google-формах.
Вопросы мы специально подбирали нетривиальные, косвенные, не «в лоб». Например, «Согласны ли вы с правилом «Если есть одно решение проблемы, не принимай его, но и не отвергай»?» То есть для того, чтобы на него ответить, необходимо было как раз включить процесс метакогниции, или рефлексии – осмыслить его, и если сработало, то это свидетельствует о склонности человека к самоанализу, самоконтролю.
– И наконец, какова практическая значимость издания?
– А.В. Она очень многоликая, и самое очевидное ее практическое назначение – это решение традиционной проблемы профессионального отбора. Есть понятие ПВК – профессионально важные качества, и эта категория совершенно не разработана по отношению к информационной деятельности. Поскольку здесь целиком и полностью важны именно интеллектуальные качества, наша задача состояла в том, чтобы обосновать, какие из них наиболее важны IT-специалисту, подкрепить методиками и на этой основе разработать системы профаттестации и профотбора, что у нас и получилось сделать.
– Только ли профильным специалистам будет интересна книга?
– А.А. Конечно, примерно семьдесят процентов нашего издания – специальный материал для психологов, но все же первая очень объемная глава рассчитана на широкий круг читателей и будет полезна подросткам, студентам – это обзор современных исследований о негативном влиянии информационной среды на разные области психики, начиная от ощущений и заканчивая мышлением, и о том, как с этим можно бороться и как этому противостоять.