Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Demidov Yaroslavl State University

Инсайт: память, схема или разрыв?

07.08.2019

В ЯрГУ прошел всероссийский научный семинар, посвященный инсайту, в котором приняли участие представители РАНХиГС, ВШЭ и факультета психологии ЯрГУ.

В конце июля на факультете психологии ЯрГУ им. П. Г. Демидова прошел традиционный летний всероссийский научный семинар "Инсайт: факты, методы, теории". Участники семинара прослушали и обсудили три доклада, авторы которых представили свои концепции интеллектуального феномена, связанного с прорывом в понимании задачи и «неожиданном» нахождении ее решения.

Наработки модели инсайтного решения представил Илья Владимиров, доцент кафедры общей психологии ЯрГУ. Он рассматривает инсайт как подсистему памяти, а не мышления, каковой он традиционно считается. В концепции автора решение инсайтной задачи - не формулировка нового, а забывание старого ответа; отсюда следует функция инсайта как временная блокировка памяти. Она реализуется за счёт изменения фокуса внимания, которое случается несколько раз на протяжении решения задачи. Такая модель позволяет объяснить сложность и подчас невозможность переноса способа инсайтного решения с одной задачи на другую. Если главное в решении – избавиться от прошлого способа, а не создать новый, то переносить оказывается нечего, так как путь решения – это отказ от привычного, готового образа рассуждения. В подтверждение своей модели Илья Владимиров привёл результаты нескольких серий экспериментов.

Второй доклад сделал Сергей Коровкин, доцент кафедры общей психологии ЯрГУ. Его модель инсайтного решения строится вокруг понятия схемы. Именно применение схем позволяет решать инсайтные задачи. Схему составляют как высокоуровневые компоненты, которые определяют работу с задачей в целом, так и низкоуровневые, касающиеся элементов задачи. В первую категорию входят ситуативная модель задачи, ожидание цели и программа действий. Низкоуровневые компоненты – это репрезентация элементов, схемы отдельных действий и образ подцелей. Такая модель инсайтного решения позволяет ответить на один из фундаментальных вопросов: как происходит смена репрезентации задачи? В целом она реализуется на основе анализа основного конфликта задачи, ответа на вопрос, в чём подвох. Переструктурирование осуществляется на низком уровне – как переключение автоматических программ, и на высоком – через поиск готовых моделей решения. Такая модель тоже была сформулирована в результате анализа нескольких серий экспериментов.

Завершил выступления Владимир Спиридонов, профессор, декан факультета психологии Института общественных наук РАНХиГС. Он видит инсайтное решение как серию «разрывов» между этапами, часть которых воспринимается более эмоционально и осознаётся, порождая всем известное чувство озарения, сопровождающее нахождение ответа. Эти «разрывы» происходят между двумя различными типами работы с задачей, например, между исследованием задачи и целенаправленным поиском решения.

Финальным событием семинара стал круглый стол, в ходе которого участники обсудили ряд вопросов, посвященных инсайту. Так, была поставлена проблема единства инсайта: существует ли некий общий процесс, позволяющий объяснить всё многообразие решений задач? Из этой дискуссии вытекла терминологическая проблема: сам термин «инсайт» имеет большое количество трактовок и связанных понятий. Например, под инсайтом может подразумеваться и механизм, позволяющий находить решение, и переживание озарения, и событие – получение ответа.

В работе семинара принимали участие не только специалисты, изучающие инсайт, но и учёные из смежных областей когнитивной психологии. Дискуссия позволила узнать, в каком ключе они рассматривают исследования инсайта. Игорь Уточкин, профессор, заведующий научно-учебной лабораторией когнитивных исследований ВШЭ, отметил, что специалисты в области внимания и восприятия тоже используют подобные задачи, но как средство отслеживания осознанности. Он посоветовал при изучении инсайта меньше опираться на конструкт рабочей памяти, поскольку он недостаточно чётко сформулирован. Исходя из тезиса Ильи Владимирова о том, что инсайт может быть подсистемой памяти, а не мышления, он предложил проверить, нельзя ли свести инсайт к перцепции, когнитивному процессу прямого активного отображения человеком разных явлений, объектов, событий, ситуаций.

Его позицию поддержала Елена Горбунова, доцент, заведующая научно-учебной лабораторией когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов ВШЭ. Она сделала акцент на том, что исследования инсайта очень сложны с точки зрения дизайна, и предложила провести эксперимент, в котором будет варьироваться только одна переменная, чтобы получить более простые и надёжные выводы.

Максим Морозов, научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории когнитивных исследований РАНХиГС, обратил внимание на то, что большинство моделей инсайта имеют недостаточную объяснительную мощность, лишь описывая процесс. Из-за этого многие концепции позволяют интерпретировать все экспериментальные результаты. Потому он предложил отталкиваться от вопросов, ответы на которые прежде всего должны быть получены в рамках экспериментов. Круглый стол завершился попыткой очертить круг самых важных вопросов в области инсайта и неоспоримых фактов, связанных с этим феноменом.

Семинар проводился в несколько необычном формате: главной целью было представление и обсуждение новых моделей инсайтного решения. Отсутствие ограничения по времени позволило докладчикам тщательно рассмотреть все аспекты своих моделей, а слушатели успели получить ответы на все вопросы. Участники семинара отметили необычность и удобство такого подхода к организации обсуждения научных проблем.

Полина Маркина
факультет психологии ЯрГУ

Возврат к списку



28.09.2020

28 сентября представители факультетов ЯрГУ и Университетского колледжа совместно с руководством Управления по безопасности и охраны труда обсудили вопросы ранней диагностики «группы риска» в студенческих коллективах. Как влияет пандемия коронавируса на уровень предрасположенности молодых людей к различным деструктивным идеологиям и практикам ? Что должно вызвать беспокойство преподавателя? Как реагировать на отклонения в поведении? Вот некоторые из поднятых проблем. Их решению должны помочь предоставленные участникам совещания методические материалы.








02.09.2020

В Ярославле пройдет митинг памяти

3 сентября в России проходит День солидарности в борьбе с терроризмом. Памятная дата связана с трагическими событиями сентября 2004 года. Именно тогда, в результате нападения террористов, была захвачена школа №1 г. Беслан. За несколько дней погибло более 336 человек, среди них 186 детей.

Завтра в Ярославле, у мемориала Вечный огонь, состоится ежегодный митинг памяти. Все желающие почтят память жертв террористических актов и сотрудников правоохранительных органов, отдавших жизни в борьбе с преступниками.

Студенты и сотрудники Демидовского университета могут присоединиться к акции. Начало в 16:00.



22.07.2020



18.07.2018

ФГБОУ ВО МИЭРА - Российский технологический университет совместно с Национальным центром информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет, Центром профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях РФ при поддержке Министерства образования и науки РФ в период с 1 июля по 30 августа 2018 года проводит Всероссийский фестиваль социальных видеороликов "Я против экстремизма", направленный на вовлечение молодежи в общественно значимую деятельность по профилактике терроризма и экстремизма. Подробнее по ссылке