Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Demidov Yaroslavl State University

Что такое наука и каким должен быть современный исследователь? Отвечают ученые Демидовского университета

08.02.2023
Своими мыслями о том, что для них означает слово «наука» и каких принципов, по их мнению, должны придерживаться настоящие ученые, поделились с нами преподаватели Демидовского университета. Их подходы к науке и призванию научного работника зачастую очень разные, но при этом все они являются абсолютно верными.
Александр Карпов, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии труда и организационной психологии

Глубоко убежден, что для ученого, впрочем, как и для представителя любой иной профессии, принципиально важными служат два аспекта. Во-первых, это стремление к труду, неиссякаемое желание работать и всемерная увлеченность и даже, поглощенность любимым делом. Особое воплощение это приобретает в тех случаях, когда ученый поистине самозабвенно и беззаветно занимается научным творчеством – прилагает собственные усилия в служении отечественной науке. Во-вторых, настоящий ученый, на мой взгляд, это еще и одновременно учитель и наставник, а значит, его долг состоит не только в осуществлении научных изысканий, но и в развитии школы – соблюдении преемственности, сохранении и приумножении имеющихся достижений.

Я стараюсь неукоснительно следовать этим двум линиям. При этом особое место в своем труде отвожу как раз таки ставшим уже классическим направлениям, сложившимся в отечественной психологии, поскольку уверен, что они создают прочную основу для будущих разработок и должны быть главными для новых поколений исследователей.

александр соколов фспн.jpgАлександр Соколов, доктор политических наук, заведующий кафедрой социально-политических теорий

Для меня наука одновременно и хобби, и профессиональная деятельность. Мне кажется, это оптимальное сочетание. Интересно заниматься и изучать то, что для самого представляет загадку, которую хочется разгадать. Именно поэтому сфера моих научных интересов постепенно трансформировалась от процедур функционирования политических институтов к механизмам организации гражданской активности и различных форматов выражения несогласия, затем - к проявлению в Интернете, а теперь – к цифровому обществу в целом.

Так сложилось, что большинство того, что изучаю с научной точки зрения, я в той или иной степени вижу в дополнительной профессиональной деятельности в третьем секторе. Поэтому результаты моих исследований являются как результатом сбора эмпирических данных из текущей работы, так и пищей для размышлений с целью оптимизации этой практической деятельности.

В этом заключается еще один важный для меня принцип – исследовать для того, чтобы менять мир к лучшему.

rHpWLNzdhyeEXvJtEZcrYw-3M0KmZ_qC_tk4eEBNQaRtSBklNCKaRNUZcpajtaKmSFmIpCbtoLL9B9O2VJyMDA40 (1).jpgДенис Карпов, кандидат филологических наук, доцент кафедры общей и прикладной филологии

Борис Владимирович Мельгунов писал в воспоминаниях, что после армии он пришёл работать в Пушкинский дом, и его приятно удивила его работа – сидишь, книжки читаешь, а тебе за это ещё и платят.... Конечно, это преувеличение, но есть в этом и доля правды.

Познание - процесс бесконечный, и это очень затягивает. Я понимаю, что каждый находит свою сферу, свой предмет. Так и я свой нашёл: литература - опыт тысячелетий, данный не просто в документе, свидетельстве, но в переживании. И очень эффективный способ познания себя и человека вообще.

И последнее также важно: люди, которые окружают, с которыми повезло общаться, которых имеешь удовольствие называть коллегами, имеешь честь называть учителями.

Вот, наверное, это всё для меня наука. Великая и эфемерная башня из слоновой кости.

ДЮ Брюханов.jpgДмитрий Брюханов, кандидат экономических наук, декан экономического факультета, 

Для меня наука в Демидовском университете – это факультетское студенческое научное общество, весело и без формализма занимающееся популяризацией научной деятельности в молодёжной среде, научные семинары, позволяющие системно работать с аспирантами в рамках выбранных направлений научных исследований, научные конференции, предоставляющие возможности обмениваться новыми знаниями с коллегами. Все вышеперечисленное позволяет поддерживать непрерывный процесс познания окружающего мира в поиске оптимальных решений проблем управления организациями в условиях ограниченных ресурсов.

Кулева юрфак.jpgЛюдмила Кулева, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии

В постоянно меняющемся мире перед обществом поставлена задача поиска ответов на современные вызовы. Важную нишу при решении этой задачи занимают ученые, поскольку зачастую именно от их высказываний, идей зависит дальнейшее развитие различных сфер жизни общества. Поэтому исследователь, будь то физик, будь то лирик, несет большую ответственность за то, что он делает.


Современный ученый, на мой взгляд, должен быть чутким, самокритичным, этически воспитанным, бескорыстным, трудолюбивым и терпеливым, ведь зачастую поиск решений требует много вложений, в том числе временных затрат.Для меня наука – это постоянный творческий поиск, который состоит из нескольких этапов — обнаружения злободневных проблем, генерирования и оформления идей их решения, продвижения результатов.


Безусловно, этот поиск является непростым, идеи рождаются далеко не сразу, но когда в голове звучит слово «Эврика!», то понимаешь, что все было не зря!

НН Касаткина.jpegНаталья Касаткина, кандидат педагогических наук, директор института иностранных языков

Ученый – это самодостаточный человек, который получает удовольствие от познания чего-то нового. Человек рождается учёным и с детства проявляет желание узнавать, экспериментировать, добиваться, и при этом он ничего не боится.

В наше время на первое место выходят междисциплинарность и открытость по отношению к новым трендам, тенденциям.

Для меня наука – это творчество, возможность проявлять себя в новом измерении, проводить анализ, исследование, не бояться иногда заходить в тупик, чтобы выйти на новый этап развития. Также это возможность собрать вокруг себя команду единомышленников, может быть, даже с разным складом ума, с кем можно тестировать и продвигать новые идеи.


Юрий Богомолов ИВТ.jpgЮрий Богомолов, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры дискретного анализа

Я не могу выделить какие-то специфические принципы именно для современного ученого. По моему мнению, любой ученый должен заниматься поиском научной истины во всех ее проявлениях: вносить свой вклад в построение научной картины мира, получать новые научные знания.

Сопутствующие принципы, которые я считаю важными, — честность, порядочность, открытость новому, но при этом критичность мышления. На мой взгляд, последнему принципу должен придерживаться не только ученый, но и вообще любой человек, занимающийся интеллектуальным трудом.

Лично для меня наука — это возможность лучше узнать мир вокруг и общаться с людьми, которые хотят того же.

данилов истфак.jpgЕвгений Данилов, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории

Основоположник эмпиризма Фрэнсис Бэкон разделял всех ученых на два типа: первый — «паук», который ткет паутину знаний из самого себя; второй — «муравей», собирающий факты, попадающиеся ему на пути, в одну кучу. Бэкон критиковал оба типа ученых и считал, что истинный ученый должен быть похожим на пчелу, которая хотя и собирает нектар из разных цветов, но имеет орган для его переработки в нечто единое — в мёд.

Сразу оговорюсь, что не считаю себя настоящим учёным. Я — преподаватель, следящий за трендами в определенных сферах гуманитарного знания. Для того, чтобы стать «пчелой», нужно обладать критическим мышлением, самодисциплиной, склонностью к иностранным языкам. Наука всегда была международной сферой деятельности, а сейчас она становится междисциплинарной.

Занятие наукой действительно можно сравнить со сбором мёда. Это дело ответственное. Иногда оно требует определенного самопожертвования, так как забирает много сил и времени. Не каждый готов мириться с таким положением вещей.

photo_2022-01-10_01-33-08.jpgАлина Карашова, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита

Главные качества современного ученого - это способность ориентироваться в информационном цунами и талант (да, именно талант!) обрабатывать информацию (то есть искать ее, оценивать, отбирать, структурировать).

Ну и, конечно, критическое мышление и потребность что-то изменить/усовершенствовать.

Важно ещё не падать в ловушку подтверждения: человеку свойственно акцентировать внимание на точках зрения, совпадающих с его собственной, тогда как ученому нужно максимально сосредоточиться как раз на мнениях, которые противоречат его собственному. Лично я пытаюсь сделать свои исследования практикоориентированными. Экономика интересна в прикладном ключе. Одна из главных задач - повысить точность прогнозов!


ZmatbLtJAkE.jpgАлександра Кащенко, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математического анализа

Наука для меня – это проведение научных исследований и общение в коллективе единомышленников. На математическом факультете нашего университета есть сильная научная школа по дифференциальным уравнениям и математическому моделированию. В ней есть замечательные профессора, у которых мы учились (и до сих пор учимся) интересным идеям и методам, а также молодые ученые, с которыми тоже очень интересно общаться и ощущать, что есть люди, которые так же, как и ты, любят математику и не представляют себе жизнь без нее.

 Исследовательская деятельность подарила мне любимое дело, которым я хочу заниматься всю жизнь. Она дарит интерес поиска новых методов и соединения известных,
но ранее несвязанных знаний с целью решения задачи, радость победы над задачами, которые никто до тебя не решал. А еще отдельным и приятным бонусом является «научный туризм»: посещение конференций по тематике исследований, проходящих в других городах (или даже странах), а также общение с интересными и увлеченными людьми из других университетов.


t0BUhrZSfriBaOA5V9KmmPJybFOD84Nri5yXXLGqW43oyluqh7rHb8s8pn7RBv1s2DYzlokMVtKyU0PT0FGs4JL8.jpgСергей Глызин, доктор физико-математических наук, заведующий кафедрой компьютерных сетей

Одной из базовых потребностей человека является утоление жажды знаний. Занятие наукой позволяет мне ее утолять. Вместе с тем научные исследования в университете должны удовлетворять важному условию: быть одним из инструментов для обучения студентов, поскольку именно обучение является основой нашей профессиональной деятельности. Тем самым, для достижения высокого уровня преподавания необходимо искать способы адаптации для студентов знаний, полученных в процессе научных исследований.

 Наука в университете не должна существовать сама по себе, желательно, чтобы даже самые продвинутые исследования имели применение в образовательном процессе. Это может быть спецкурс или новые сведения для какой-нибудь лекции из основного курса. По моему мнению, стоит придерживаться правила, когда во главе угла стоят студенты и учебный процесс. Внедрение результатов научной деятельности в обучение позволяет воспитывать будущих исследователей.


a18yJDYlIzhO_8bLIHwb92VYIeSH4cczN3yjdfvGJu5gUMiQQ0fa8E5kdSXkHlavEelSAg_xg_Cfcq6YoaBG_ttb.jpgАлександр Гвоздев, доктор физико-математических наук, профессор кафедры теоретической физики

Первое, наука - это удовлетворение любопытства, второе, по мере приобретения профессиональных навыков наука становится смыслом жизни.


NE4WjJw_eaWUEZzCXXUb_44Pe7ka7AWsWXVQ7NMuAKfLsiK7dJfWMdHIIt8ev8C.jpgДмитрий Румянцев, доктор физико-математических наук, профессор кафедры теоретической физики

Наука - это способ познания мира и попытка подчинения его воле человека. Наука - это способ прогресса нашей цивилизации. Наука - это способ сохранения традиций.


Возврат к списку