В 1808 году в Ярославском Демидовском высших наук училище со статусом университета, учрежденном в 1803 году на средства мецената Павла Демидова, полный преподавательский состав. Еще в 1805 году первым Уставом вуза было определено, что в училище работают «семь профессоров и, кроме того, обыкновенно 6-7 учителей для занятий с пансионерами училища» (4, с. 49).
В мае 1808 года профессором кафедры истории и географии Высших наук училища становится Степан Вилинский, до этого более 30 лет преподававший философию, богословие и еврейский язык в Ярославской семинарии. Одновременно его избирают секретарем Совета училища (3, с. 65).
Благородный пансион, появившийся при Демидовском училище в 1806 году для подготовки детей дворян к высшему образованию, спустя три года своей работы испытывает недостаток пансионеров. К октябрю 1808 года остается 22 полных пансионера и 4 полупансионера. Плата за их содержание не покрывает расходов пансиона: найм помещения, жалование преподавателям и служащим пансиона, содержание самих пансионеров. Поэтому Совет Демидовского училища, под чьим «крылом» находится пансион, решает переместить пансион в здание Высших наук училища на Стрелке. Это происходит 28 (16 по ст. с.) октября 1808 года. Мера временная – «до тех пор, пока число пансионеров и сумма, ими вносимая, не позволит содержать пансион отдельно от училища» (2, с. 43). Однако вскоре, в феврале 1809 года, пансион приходится закрыть: из пансионеров остается только один, а принадлежащие пансиону вещи и вовсе продают, чтобы покрыть долги заведения (4, с. 36).
В 1808 году в Демидовское училище ревизором прибывает профессор Московского университета Антон Прокопович-Антонский. О состоянии дел училища он докладывает: «число учащихся слишком мало, пожертвования благодетеля заплачены самою мелкою монетою, профессора сами тужатся и стыдятся, что училище их в таком положении» (1, с. 7-8.) Малое число студентов он объясняет тем, что «в Ярославской губернии нет ни гимназистов, ни других молодых людей, столько успевших в науке, чтобы они прямо могли поступать студентами в Демидовское высших наук училище. Из 30 казенных студентов, вначале от разных мест поступивших, едва было, по мнению профессоров, 10 достойных звания студентов: большая часть их выбыла в милицию и в военные корпуса» (4, с. 40-41). Вместе с тем отмечено, что профессора делают все, что могут для блага училища (4, с. 48). Хозяйственная часть Высших наук училища оказывается, по мнению Прокопович-Антонского, в порядке: здание училища хорошо отделано, внутри вместительно, но, выкрашенное разной краской, «слывет в народе полосатым» (4, с. 42).
После доклада Прокопович-Антонского попечитель Московского учебного округа граф Алексей Разумовский распоряжается принять меры «к приведению Демидовского училища в лучшее состояние» (4, с. 43). Эти меры предписывают профессорам училища «оказывать надлежащее уважение и послушание проректору, как своему начальнику», предполагают обновление профессорского состава и усиление надзора за студентами (2, с. 62).
В июле 1809 года граф Разумовский пишет совету Московского университета с тем, чтобы к началу нового учебного года для Ярославского Демидовского высших наук училища были найдены преемники ушедшим из училища профессорам – к 1809 году свои должности оставили: Иван Вильке, Василий Шишацкий, Карл Яниш, Иван Срезневский, а также скончавшийся в марте 1809 года Эммануил Турнейзен. При назначении кандидатов совету рекомендовали «обращать внимание не только на своих адъюнктов, но и на старших гимназических учителей, службою, знаниями и хорошим поведением отличающихся» (2, с. 62).
Так, в августе 1809 года в должности профессора естественного и народного права Демидовского высших наук училища утверждают Герасима Покровского (3, с. 162). В сентябре 1809 года профессором училища становится Александр Воинов. Ему поручено надзирать за кабинетом минералогии (3, с. 69). Тогда же профессором политической экономии и науки финансов в Демидовском училище назначен Алексей Клименко (3, с. 121). Все трое обучались в Московском университете и получили степени кандидата наук.
Еще одна мера, способствующая улучшению состояния Высших наук училища, предложенная графом Разумовским, касается управления «демидовскими» крестьянами. Павел Демидов на дело основания училища отдал одну из своих вотчин с крестьянами. Крестьяне платили оброк Демидову как помещику, а после передачи вотчины училищу стали платить в пользу учебного заведения. Управление «демидовскими» крестьянами, сумма оброка с которых составляла 5 руб. с души, вначале было вверено директору народных училищ Ярославской губернии Александру Хомутову. Распоряжение графа Разумовского от 30 (18) мая 1809 года передает управление непосредственно Совету училища, так что в свободное от занятий время профессора ездят, как помещики, в демидовские, приписанные к училищу вотчины, собирают оброк и управляют делами вотчин (5, с. 76-77).
Отметим, что после 1809 года количество студентов в Демидовском училище в течение целого ряда лет будет постепенно расти (4, с. 50).
Источники:
1. Столетие Училища имени Демидова: Демидовское училище высших наук. Демидовский лицей. Демидовский юридический лицей. 1803-1903: Речь, произнесенная директором Лицея С.М. Шпилевским, в день столетнего юбилея Училища, 30 августа 1903 г. - Ярославль, 1903. - 28 с.
2. Демидовский лицей в г. Ярославле в его прошлом и настоящем / С.П. Покровский. - Ярославль, 1914. – 264 с.
3. Гущина Е. В. Биографический сборник Демидовского университета / Е. В. Гущина, Д. К. Морозов, Ю. Г. Салова. — Ярославль, Рыбинск: Изд-во «Рыбинский Дом печати», 2008. 253 с.
4. Высшее учебное заведение в Ярославле имени Демидова в первый век его образования и деятельности (6 июля 1803—1903) / В.Г. Щеглов. - Ярославль, 1903.
5. Павел Григорьевич Демидов и история основанного им в Ярославле училища 91803 – 1886 гг.) / Сост. К.Д. Головщиков. – Ярославль, 1887. – 225 с.