Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Demidov Yaroslavl State University

История Демидовского 1861-1865 годы

Профессора Демидовского лицея заявляют о необходимости преобразований. В высшем учебном заведении назревает кризис.  
В ярославской прессе обсуждение: не должен ли Лицей получить статус камерально-технологического или юридического факультета университета.


В 1861 году был составлен отчет о состоянии учебной части Демидовского лицея. В отчете обозначены недостатки, происходящие «от неопределенности и обширности цели Лицея, от множества и разнообразия предметов, <…> от малого числа профессоров, от соединения в одну кафедру многих обширных наук, отчего происходит невозможность для профессоров излагать вверенные им предметы с полнотой и основательностью». 

Уже в следующем 1862 году в таком же отчете профессора Лицея высказываются о необходимости преобразований. Их мнение самое весомое: имея в распоряжении обширные материалы о состоянии Лицея, Совет профессоров мог точно указать основы для преобразований учебного заведения. 

Вопрос возможных изменений живо обсуждается и в местной прессе. В 1862 году «Ярославские губернские ведомости» публикуют статьи, посвященные вопросу преобразования лицеев, в том числе Демидовского. На этот счет в статьях встречаются два мнения. Одно из них, разделяемое и редакцией «Ведомостей», поддерживает преобразование Лицея в факультет камерально-технологических наук, поскольку согласно потребностям государства и общества, будет полезным учредить в Ярославле высшее реальное училище с двумя отделениями: строительным и лесным (для подготовки лесничих). Другое мнение - ввиду начавшейся в стране реформы судопроизводства - преобразовать Лицей в юридический факультет (Покровский, с. 152-153).

В 1862 году в Демидовском лицее число студентов сокращается до 34 (Анисков, с. 65). В это же время на кафедру естественной истории Лицея приглашен новый преподаватель – Андрей Петровский. Вскоре он станет инициатором создания «Общества для исследования Ярославской губернии в естественно-историческом отношении», из которого в будущем вырастет Ярославский музей-заповедник (БС, с. 158).

В 1862 году Лицей посещает цесаревич Николай Александрович, старший сын императора Александра II (Головщиков 1869, с. 58).

В это время Министерство народного просвещения признает, что Демидовский, Ришельевский и Нежинский лицеи, чье положение промежуточно между гимназиями и университетами, удовлетворяли научные потребности некоторых местностей в то время, когда они были основаны. Но к наступившему времени, когда необходимость основательного образования утвердилась в общественном сознании, курс лицеев оказывается недостаточным: их назначение неопределенно, а полнота курсов сильно уступает другим высшим учебным заведениям (Покровский, с. 151).

В 1863 году Министерство печатает «Записку о необходимости преобразования лицеев Демидовского и Нежинского им. кн. Безбородко». В этой записке отмечено, что курс наук, преподаваемых в Демидовском лицее, отличается «поразительной неопределенностью и запутанностью и что из Лицея не выходят ни хорошие камералисты, ни юристы» (Шпилевский, с. 16). 

Новый попечитель Московского учебного округа Дмитрий Левшин констатирует в 1863 году, что Лицей “сам собой распадается: в нем только три профессора по естественным наукам и ни одного по юридическим” (Щеглов, с. 175). В этой ситуации Левшин предлагает ярославскому дворянству высказаться о том, какое направление «желательно дать учебному заведению, чтобы оно могло приносить существенную пользу местному краю». Мнения разделяются: большинство склоняется к преобразованию Лицея в юридический факультет, некоторые – в технологическое заведение или реальную гимназию с агрономическим направлением, и, наконец, высказывается мнение о том, чтобы вовсе закрыть Демидовский лицей, продать его имущество и здание на Стрелке, а на вырученный капитал содержать в Московском университете “демидовских” стипендиатов (Покровский, с. 154).
Однако профессора Демидовского считают затруднительным преобразование Лицея в техническую школу или факультет камеральных наук. В таком случае, по их мнению, потребуются значительные средства на покупку пособий и содержание заведения, а таких средств у Лицея нет. С теми пожертвованиями, которые были принесены на основание высшего училища Павлом Демидовым в 1803 году, «весьма возможно образование юридической школы в степени университетского факультета, которая будет в состоянии вполне удовлетворять своему назначению и деятельность которой согласуется с волей учредителя», считает Совет профессоров Демидовского лицея (Покровский, с. 153-154).

В июле 1864 года директором Демидовского лицея назначается выпускник 1837 года, бывший инспектор 1-й московской гимназии Александр Соколов

В этот год в Лицее из положенных по штату 6 профессоров нет ни одного. Трое носят звание исправляющих должность профессоров, часть предметов читается учителями или не читается совсем – как, например, энциклопедия законоведения, государственные законы и учреждения, законы казенного управления и финансов, которые до своего ухода из Лицея преподавал Николай Гладков (Покровский, с. 149). 

Нехватка профессоров ожидаема: их положение становится все более незавидным вместе с падением престижа Лицея. В 1864 году годовой профессорский оклад составляет всего 856 рублей в год, тогда как преподаватель гимназии может получать до 1400 рублей в год (Анисков, с. 65). Для сравнения, бутылка вина в купеческом клубе стоит 5 рублей. 

К 1864 году в Лицее остается всего 29 студентов (Анисков, с. 65).

В 1864 году место служащего в Демидовском лицее получает Константин Головщиков. После преобразования Лицея в юридический он будет назначен секретарем Совета Лицея, а также напишет два основательных труда по истории Демидовского. 





В 1865 году обсуждение преобразований Демидовского лицея достигает своего пика. Одно из мнений высказано попечителем Казанского учебного округа Петром Шестаковым. В своем письме к попечителю Петербургского учебного округа, а впоследствии министру народного просвещения Ивану Делянову, Шестаков замечает, что «учреждение юридического факультета в Ярославле привлечет из Москвы многих студентов, и уменьшение их в университете принесет большую пользу” (Щеглов, с. 178).

Весной 1865 года граф Виктор Панин, бывший ранее министром юстиции, пишет две записки о преобразовании Демидовского лицея и направляет их в ученый комитет Министерства народного просвещения. В обеих записках граф Панин отстаивает мысль о необходимости преобразования Демидовского лицея в высшее юридическое училище. Этим преобразованием будет сохранена воля завещателя, утвержденная Высшей властью, и доставлена возможность получать высшее образование молодым людям Ярославской губернии. Права оканчивающих курс будущего юридического лицея будут сравнены с правами студентов, оканчивающих университеты. Несмотря на некоторые возражения против проекта Панина, именно его положения сыграют решающее значение в том отношении, что лицей останется в настоящем виде (Щеглов, с. 191-192).

К записке директора Лицея Александра Соколова приложено «Примерное соображение штата Демидовского лицея на случай его преобразования в юридический факультет». В документе доход Лицея на 1865 год определен в 17 000 рублей серебром, который составляется из оброчных денег в 14 тысяч рублей и процент с пожертвованного капитала в 3 тысячи рублей (Щеглов, с. 180).

В 1865 году, помимо предложений о преобразовании, как никогда близка к осуществлению мысль о закрытии Демидовского лицея, как самостоятельного высшего учебного заведения (Покровский, с. 156).

С 1865 года поступать в Лицей без экзаменов разрешается окончившим духовные семинарии по первому разряду; ранее же без вступительных экзаменов принимались только лица, окончившие гимназии. Всего на иждивении учебного заведения могут содержаться 20 студентов (Анисков, с. 46).

Возврат к списку