Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Demidov Yaroslavl State University

История Демидовского 1903-1905 годы

Aa
Демидовский юридический лицей в Ярославле празднует столетие.
1905 год – год забастовки студентов в ДЮЛ.
На первый курс Лицея поступает будущий писатель-фантаст Александр Беляев.
К слушанию лекций в Демидовском впервые допускают женщин.

Число студентов ДЮЛ в 1903 году достигает 497 человек. К этому времени за 33 года существования юридического лицея его окончили 1532 человека, из них кандидатами права стали 554 и действительными студентами 978 (Покровский, с. 204). На первый курс в 1903 году принято 155 студентов, в том числе из университетов 26, из гимназий 20 и из семинарий 109 (Временник ДЮЛ, кн. 93, с. 110). 

В 1903 году исполняется 100 лет со дня основания Демидовского. По соизволению Николая II празднование стоит назначить не на день подписания Указа об основании Училища высших наук – 18 (6 по ст. ст.) июня 1803 года, а на 12 сентября (30 августа) и «порядок юбилея» должен утвердить министр народного просвещения (Покровский, с. 220).

На празднование юбилея в Ярославле собирается «масса лиц из разных городов и уголков России»: чиновники, делегаты от учебных заведений, выпускники (Покровский, с. 222). 

К юбилею богато украшают здание. Парадная лестница декорирована коврами и растениями, в первом зале на стене помещен портрет Павла Демидова, декорированный светло-голубой материей и окруженный цветами. Блистающий белизной фасад расцвечен флагами, а парадный вход задрапирован материей в форме шатра. По обе стороны парадного входа на колоннах развешены гирлянды зелени, которые окружают медальоны с цифрами «1803-1903» и инициалами императоров Александра I и Николая II. Над этими украшениями извиваются гирлянды, окаймляющие фигуры для иллюминации – особенно фантастический вид должен получиться вечером. Однако сильный ветер и дождь мешают устроить иллюминацию, так что из предложенной «программы» удается лишь внутреннее освещение фасада (Покровский, с. 223).

К юбилею высшего учебного заведения профессор ДЮЛ Владимир Щеглов предлагал составить полную историю Лицея за весь век его существования. Этот исторический очерк выходит в 1903 году - книга «Высшее учебное заведение в г. Ярославль имени Демидова в первый век его образования и деятельности (6 июня 1803 – 1903 года)» (Временник ДЮЛ, кн. 89, с. 19-20). 

К юбилейной дате юридический лицей получает дополнительное финансирование. Николай II отпускает Лицею на празднование 2000 рублей и 5000 – на улучшение питания студентов (Временник ДЮЛ, кн. 93, с. 107). Почетный попечитель ДЮЛ, Павел Демидов, внес 1908 рублей на пособия студентам, юбилейные награды и одну юбилейную стипендию. Городская дума учреждает при Лицее стипендию, жертвуя для этого 1100 рублей (Покровский, С. 221-222). 

В 1903 году студентом Демидовского становится Сергей Покровский. Позже он останется в качестве преподавателя и напишет основательный труд по истории учебного заведения. 

В начале 1904 года в лицее учится 563 студента. В это время здесь действует уже свыше 20 студенческих «учреждений». Это студенческая библиотека-читальня, студенческая столовая, бюро для приискания занятий (помогает найти заработок на время обучения), финансовая комиссия по студенческим делам, научные и художественные кружки, а также целый ряд землячеств (Покровский, с. 239-241).

В 1904 году студентом Лицея становится выпускник Смоленской духовной семинарии Александр Беляев – в будущем он успеет получить репутацию успешного адвоката, но прославится как писатель-фантаст. Его произведения, среди которых романы «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля», «Ариэль», будут переведены на многие языки мира. 
В 1904 году из ДЮЛ выпускаются будущий писатель и «защитник» авторских прав Василий Смирнов, во время учебы участвовавший в студенческих волнениях, а также Петр Герасимов – издатель и редактор местной прессы. 

В январе 1904 года в ДЮЛ появляется две новые должности лекторов: французского и немецкого языков, «с присвоением им служебных прав и преимуществ наравне с лекторами иностранных языков в Императорских Российских университетах» (Временник ДЮЛ, кн. 96, с. 9).

В феврале 1904 года начинается русско-японская война. Некоторые студенты Демидовского отправляются к театру военных действий в составе отряда Красного креста, а совет Лицея определяет отчислять 1% от содержания преподавателей на содержание семей воинских чинов, призванных в армию на Дальний Восток и пострадавших там во время военных действий (Временник ДЮЛ, кн. 96, с. 11-12). 

Осенью 1904 года на службу в ДЮЛ приглашается врач для «пользования студентами, низшими служителями Лицея, контроля рецептов, предоставляемых больными для уплаты из средств Лицея, <…> а в случае крайней необходимости – посещения студентов на квартирах» (Временник ДЮЛ, кн. 100, с. 117-118). 

14 (1) июля 1904 года в отставку (за выслугу лет) уходит 71-летний директор Лицея Сергей Шпилевский. Он остается в Ярославле и «живет пенсионером до самой своей кончины». Пост директора занимает ранее преподававший в Демидовском Эдуард Берендтс (Покровский, с. 200, 231). 

Этой перестановке сопутствуют перемены и в преподавательском составе: на место профессора Ильи Гурлянда приходит магистр международного права Николай Голубев, который останется преподавателем в учебном заведении и после 1918 года. Профессора богословия Николая Тихвинского сменяет Дмитрий Глаголев. Тогда же приват-доцентом Демидовского избран выпускник Лицея Валериан Ширяев, которому поручено чтение лекций по истории русского права и практические занятия по уголовному праву (Покровский, с. 244-245). 

В 1905 году в Лицее учатся 644 студента. К 1 января этого же года лицейская библиотека насчитывает 44 000 книг и 5 000 брошюр (Покровский, с. 239). 

В 1905 году поступление молодых людей из большинства средних школ, для которых доступ в Лицей ранее был закрыт, облегчено. Важно, что с этого времени в Лицей допускаются вольнослушательницы и женщины со средним образованием (Покровский, с. 239).

После Кровавого воскресенья 9 января 1905 года в Петербурге о революции начинают говорить почти открыто, в том числе в учебных заведениях. 

30 января лицеисты Демидовского устраивают забастовку, которая продлится до октября – занятия в учреждении будут идти с перерывами. В мае забастовка достигает пика. На Казанском (Первомайском) бульваре проходит демонстрация революционно настроенной молодежи, которую с нагайками разгоняют отряды казаков (ГАЯО Ф. № 1. Оп.1. Д. 145. Л. 145). 
В октябре 1905 года общее собрание студентов Демидовского принимает «236 голосами «за» и 8 «против» при 27 воздержавшихся резолюцию прекратить забастовку» (Анисков, с. 97).

С 1905 года при ДЮЛ прекращает свою работу интернат, где содержались 20 лицеистов, которые «кроме стола получали белье, обувь и одежду». Закрытие вызвано тем, что нужна «новая большая аудитория для огромной массы (более 500 чел.) вступивших в лицей студентов». (Покровский, с. 242-243). 

9 сентября (27 августа) 1905 года введены в действие новые Временные правила об управлении высшими учебными заведениями, заменявшие Университетский устав 1884 года. Согласно правилам, учебным заведениям предоставляется автономия, а должность ректора становится выборной. Устав ДЮЛ 1874 и, соответственно, его внутренняя жизнь также должны перестроиться. Профессора впервые должны избрать из своей среды директора, и им становится ранее преподававший в Демидовском Эдуард Берендтс (Покровский, с. 230-231).

Берендтс пробудет в должности всего полтора года. В июле 1904 года он был назначенным директором, а в сентябре 1905 года переизбран советом Лицея и стал первым в истории Демидовского избранным директором. Однако в декабре 1905 года Берендтс оставляет пост. Директором временно будет назначен профессор Владимир Щеглов, «пока, согласно избранию, не был утвержден директором ординарный профессор Харьковского университета, доктор уголовного права Михаил Чубинский» (Покровский, с. 245). В должность Чубинский вступит с февраля 1906 года (Временник ДЮЛ, кн. 95, с. 3).

В конце 1905 года министр народного просвещения Иван Толстой предлагает совету Демидовского выработать на основании проекта Университетского устава особый проект Устава, которой отвечал бы потребностям учебного заведения. Разработанный советом Лицея проект предполагает самостоятельность в организации научной и учебной деятельности (Покровский, с. 248). 

Статистические данные Лицея за 1906 год свидетельствуют: студенчество отличается «демократическим составом». При общей численности в 886 человек по социальному происхождению лицеисты распределяются так: 
- 64 выходца из дворянства
- 139 детей чиновников
- 404 – дети духовенства
- 16 детей военных
- 23 человека потомственных почетных граждан
- 31 – дети купцов
- 95 мещан
- 94 человека из крестьянства.

Интересно и деление лицеистов по вероисповеданию. Среди учащихся 809 исповедуют православие, 5 человек – римско-католического, 12 - евангелически-лютеранского, 38 - иудейского, 1 - магометанского, 1 - армяно-григорианского вероисповедания (Анисков, с. 99). 

Возврат к списку