Биография |
Писатель, основоположник советской научной фантастики, выпускник Демидовского юридического лицея 1909 г. (4).
Александр Беляев родился 16 марта 1884 года в Смоленске в семье священника. В 1891 году он поступил в Смоленское духовное училище, а с 1895 года учился в семинарии. На сезон 1901—1902 гг. заключил контракт со Смоленским Народным домом на работу актером с «одним бенефисным спектаклем в сезон» (2).
В 1904 году (по уточненным данным - прим.) Александр Беляев поступил в Демидовский юридический лицей (5). После окончания лицея занялся адвокатской деятельностью, работал присяжным поверенным в Смоленске, печатал в «Смоленском вестнике» рецензии на спектакли и концерты, путешествовал по Европе. В 1914 году Александр Романович оставил юридическую практику и перешел на работу в газету «Смоленский вестник», где со следующего года стал редактором. В конце 1915 года по состоянию здоровья переехал в Ялту, несколько лет был прикован к постели, но через шесть лет смог вернуться к работе. После революции Александр Беляев работал воспитателем в детском доме, инспектором уголовного розыска, библиотекарем. В 1923 году переехал в Москву, был юрисконсультом, а с 1925 года полностью посвятил себя литературной деятельности. Александр Романович печатался в московских журналах «Вокруг света» и «Всемирный следопыт», в которых впервые были опубликованы его научно-фантастические романы и повести. Через три года переехал в Ленинград, затем ненадолго — в Киев, но в 1931 году с семьей вернулся в Ленинград. Александр Романович встречался с английским писателем Гербертом Уэллсом, состоял в переписке с основоположником современной космонавтики Константином Циолковским, обсуждал с ним технические детали своих романов и рассказов (1).
Умер Александр Романович Беляев от голода и холода в январе блокадного 1942 года в городе Пушкине Ленинградской области (1).
|
Источники |
1. Гущина Е.В. Биографический сборник Демидовского университета / Е.В. Гущина, Д.К. Морозов, Ю.Г. Салова. — Ярославль, Рыбинск: Изд-во «Рыбинский Дом печати» — С. 50-51.
2. Бар-Селла. Александр Беляев. – М.: Молодая гвардия, 2013. (Серия: «ЖЗЛ»). – 428 с.
3. Беляева С.А. Воспоминания об отце, 1984 [Электронный формат].
4. Гущина, Е.В., Морозов, Д.К. Именной указатель выпускников высшего учебного заведения в Ярославле с 1805 по 1917 гг. - Ярославль: ЯрГУ, 2016. - С. 34.
5. Смоленские епархиальные ведомости. - № 11-12. – 1904 г. (сводка об окончивших семинарию в 1904 году).
6. Метрическая книга Одигитриевской церкви города Смоленска, 1884 г.
7. Документальный фильм «B-LA-F» (Автор сценария К.О. Давыдова, СмолГУ, 2018 г.).
|
Интересные факты |
Александр Беляев не только успешный юрист и всемирно известный писатель, но и разносторонняя, увлекающаяся, многогранная личность.
1. Актер театра.
В 1980-е годы исследователи творчества фантаста выяснили, что литературный путь Александра Беляева начался в 1914 году со сказочной пьесы «Бабушка Мойра» (2).
С самого детства Александр любил театр, и в семье часто устраивались домашние спектакли. Его дочь, Светлана Беляева, пишет: «В них он был и драматургом, и режиссером, и артистом. Перевоплощался он молниеносно. И роли играл любые, даже женские» (3).
Однажды А. Беляев сам сыграл на сцене вместо заболевшего актёра, и этот спектакль, прошедший в Смоленске, имел большой успех. После этого он участвовал ещё в нескольких постановках. Руководитель труппы (сам Станиславский) оценил талант начинающего актера и даже предложил ему остаться в труппе. Беляев отказался, поскольку на тот момент готовился стать адвокатом (3).
2. Музыкант.
У Александра Беляева не было специального музыкального образования, но он мог самостоятельно играть на рояле сложные пьесы таких композиторов, как Скрябин, Мак Доуэль и других. Он охотно играл в четыре руки с Анной Высоцкой, сестрой его близкого друга Николая (с которым вместе поступил в Демидовский юридической лицей). И свою дочь Светлану писатель научил нескольким мелодиям (3).
3. Поэт.
Много стихов Александр Беляев написал примерно в сорокалетнем возрасте, в Ялте, когда был прикован к постели в связи с обострением туберкулеза позвоночника. Некоторые из этих стихотворений он посвящал медицинским сестрам и няням, которые ухаживали за ним в больнице. В тяжелые годы появляется его «Звезда мерцает за окном», и примерно через 10 лет стихотворение вдохновляет композитора Федора Надененко сочинить на стихи своего приятеля романс.
В 1933 году в Пушкине, где в это время жила семья Александра Романовича, он написал пьесу в стихах «Алхимики, или Камень Мудрецов». Чтобы узнать мнение о пьесе, писатель дал почитать её переводчице Анне Ганзен, которая вскоре одобрила работу. После этого писатель предложил пьесу ТЮЗу, но там её не приняли, сказав, что их артисты не умеют читать стихи на должном уровне. В дальнейшем, к сожалению, пьеса была утрачена (3).
4. Фотограф.
«… По штату я - младший милиционер. Я же - фотограф, снимающий преступников, я же - лектор, читающий курсы по уголовному и административному праву и «приватный» юрисконсульт…» - так писал о себе устроившийся после женитьбы в канцелярию уголовного розыска Александр Беляев.
В 40 лет А. Беляев - инспектор уголовного розыска, где на то время не было фотографии для регистрации арестованных. Именно под его руководством в милиции была организована фотолаборатория, а он стал фотографом по совместительству.
А. Беляев живо интересовался и увлекался фотографией. В то время как начинающие фотографы делали снимки своих родных, близких и друзей, животных или природы, Александр начал с себя: еще в детстве он строил разные гримасы, а его друг Коля фотографировал. Они же придумали необычный сюжет для фотографии и сделали снимок (он пропал после войны, но он отчётливо остался в памяти Светланы, дочери писателя) «отрезанной головы», лежащей на блюде (3).
5. Художник.
В студенческие годы, когда Александр Беляев был режиссером-постановщиком пьес, он сам оформлял театральные постановки, а позднее начал рисовать декорации для настоящего театра (и даже создавал эскизы костюмов). Расстелив на полу широкое полотно, Александр Романович делал несколько мазков кистью, после чего забирался повыше, почти к потолку, и оттуда смотрел. Так он определял, удачно ли передана перспектива.
В годы творческого рассвета писатель сотрудничал с множеством художников-иллюстраторов и огорчался, когда из-за невнимательного прочтения текста романа, они делали ошибки, изображая совсем не то, что было по сюжету (3).
|