Биография | Философ и психолог, профессор Ярославского Демидовского юридического лицея (1872—1875). Родился в деревне Евгеньевка Острогожского уезда Воронежской губернии в дворянской семье. С 1864 по 1868 год учился на юридическом факультете Московского университета. С 1870 года был стипендиатом для подготовки к профессорскому званию при Ярославском Демидовском лицее. С 1872 по 1875 преподавал в лицее историю философии права. Как философ Петр Евгеньевич Астафьев заявил о себе монографией «Монизм или дуализм? (Понятие и жизнь)» (1873), в основу которой была положена вступительная лекция по философии права в Демидовском лицее. В 1876 году он покинул лицей и начал писать для «Русской газеты», а затем в течение трех лет работал в должности мирового посредника в Юго-Западном крае. «Очерки экономической жизни Подольской губернии», написанные Астафьевым в этот период, публиковались в газете «Киевлянин». В 1881 году возвратился к преподаванию философии в лицее памяти цесаревича Николая, одновременно сотрудничая с газетой «Московские Ведомости» и журналом «Русский Вестник». На «астафьевских» пятницах в лицее бывал Константин Леонтьев (студент Ярославского Демидовского лицея 1849 года, философ, писатель, публицист). С 1885 года Астафьев — цензор Московского цензурного комитета. В последние годы жизни — приват-доцент Московского университета. Автор многочисленных работ по теоретической философии, психологии и эстетике, принимал самое активное участие в основании и работе Московского Психологического Общества (с 1885 года) и журнала «Вопросы философии и психологии» (с 1889 года). В своих философских и психологических сочинениях Астафьев апеллировал к духовному наследию патристики, критиковал европейский рационализм, в особенности немецкий абсолютный идеализм и разнообразные формы влияния последнего на русскую мысль. Основная задача философии, согласно Астафьеву, — познание человеческой личности. Каждая личность, каждое «Я» — творческий, неповторимый момент божественного замысла, уникальная монада, существующая в бесконечных отношениях и связях с «бесчисленными мириадами» других монад. Астафьев признавал, что его монадология имеет своим прообразом монадологическую систему Лейбница. В русской философии он ценил идеи славянофилов, философа Константина Николаевича Леонтьева, панпсихизм философа Алексей Александровича Козлова, персоналистический спиритуализм философа-идеалиста и психолога Льва Михайловича Лопатина; полемизировал с философом Владимиром Сергеевичем Соловьевым и писателем Львом Николаевичем Толстым. В его психологических сочинениях существенное место занимали проблемы психологии пола, особенностей женской психологии. Умер в Санкт-Петербурге. |
Образование | Московский университет (1864 - 1868) |
Источники | Гущина Е. В. Биографический сборник Демидовского университета / Е. В. Гущина, Д. К. Морозов, Ю. Г. Салова. — Ярославль, Рыбинск: Изд-во «Рыбинский Дом печати» — С. 42-44. |
Сочинения |
1. Астафьев, П. Е. Философия нации и единство мировоззрения / П. Е. Астафьев. — М.: Москва, 2000. — 538 с. |