Среди школьников немало любителей живой природы. Ее познание не по книжкам, а в натуре традиционно включает в себя посещение зоологических музеев и ботанических садов и экскурсии в разные типы экосистем. Не менее интересной и полезной частью подготовки будущего биолога или эколога является приобретение первых навыков научной работы в ходе выполнения исследовательских проектов. Самыми увлекательными из них являются те, которые выполняются в полевых условиях, куда на недолгий срок могут выезжать юннатские кружки, экологические классы и другие подобные группы. На школьном уровне лучше начинать с проектов краткосрочных, а также простых по содержанию и технике исполнения. Однако их простота не отменяет наличия основных черт любого исследования: цели и задач, знания литературы в определенной области науки, материала и методов исследования, результатов, их анализа и выводов. В отсутствие у учеников опыта научной работы, полевые проекты целесообразно выполнять не в одиночку, а под руководством школьного учителя или вузовского преподавателя и в группах по два-три человека, тем более что умение работать в группе – одно из важнейших в науке.
Выбор тем проектов безграничен. Их формулировки зависят от множества факторов: места и сроков выезда, погодных условий, научных интересов, фантазии и вкуса руководителя, предпочтений и предложений учеников и т.д. Ниже перечислены некоторые примеры несложных и интересных проектов, удобных для выполнения на биостанции ЯрГУ под руководством университетских преподавателей, школьных учителей или иных лиц. Руководитель и сами ученики могут укрупнять их, разбивать на несколько или предлагать совершенно иные.
На выполнение каждого проекта отводится довольно короткий срок. Это требует качественного распределения времени, видов и порядка действий, а также предварительной подготовки. Приведенные ниже рекомендации касаются содержания и технологии исследований, оформления итоговых отчетов, представления докладов и иных вопросов. При их внимательном прочтении, правильном понимании и точном выполнении ученик и руководитель окажутся по одну сторону баррикады, и выполнение проекта станет не тягостным испытанием для обоих, а захватывающим экскурсом в мир дикой природы.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
I. Части проекта и их содержание.
Традиционные разделы исследовательского проекта – «Введение», «Обзор литературы», «Материал и методы», «Результаты», «Обсуждение», «Выводы», «Список литературы». В подготовке любого раздела есть элементы, требующие не механического выполнения, а умственных усилий школьника. Назовем эти элементы, ибо качество их исполнения во многом определяет общую оценку проекта.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются цель и задачи проекта. Цель и задачи исполнители получают в готовом виде от руководителя вместе с темой. Получая их, полезно усвоить важное правило: цель точно соответствует теме исследования, а задачи формулируются как способы достижения цели. Обоснование актуальности исследования должно стать первым интеллектуальным упражнением исполнителей. Им надо постараться самостоятельно показать, почему данная тема имеет научную ценность. При этом недопустимы часто повторяемые ошибки. Во-первых, личный интерес к теме не доказывает ее научной ценности. Во-вторых, из обоснований должны быть исключены эмоциональные и эстетические оценки красоты природы или какой-то группы животных. Важно понимать, что научную ценность имеют еще не изученные явления, и отыскивать именно их. Поиску помогает знание научно-популярной и научной литературы по предмету. Отсюда следующая часть проекта.
Обзоры литературы школьники, к сожалению, пишут редко. Их типичный подход состоит в простом пересказе прочитанных источников, хотя обзор – не пересказ, а анализ. Анализ включает вычленение твердо установленного наукой, а также спорных и не изученных вопросов. Таким путем отыскиваются «белые пятна», заполняемые новыми исследованиями. Составление литературного обзора – своеобразное искусство, которое хорошо показывает уровень владения темой. Здесь оцениваются общий объем прочитанного, качество усвоения материала, умение группировать источники и выявлять неизученные аспекты проблемы, навыки цитирования, логика изложения.
Раздел «Материал и методы» часто прописывается учениками формально как безликий перечень объектов, инструментов и действий. В реальности его правильное составление демонстрирует уровень владения техникой исследований. Исполнителям необходимо показать, что объем изученного материала достаточен, а методы соответствуют поставленным задачам. В зависимости от темы исследования, описываются самые разные показатели: принципы выбора места, времени и периодичности наблюдений, опытов или сбора материала, используемые реактивы, приборы и определители, способы изготовления препаратов и коллекций, число проб, промеров или вскрытий, достоверность статистических данных, ведение технических протоколов и многое другое.
Изложение результатов проекта представляет собой текстовой материал, обычно сопровождаемый таблицами, рисунками или теми и другими вместе. В рисунках и таблицах многие данные систематизируются. Поэтому их наличие укорачивает словесное изложение и выпукло показывает факты и закономерности, обнаруженные в ходе исследования. Рисунками называются не только рисунки как таковые, но также фотографии, диаграммы, схемы, графики и т.п. Общее число таблиц и рисунков должно быть достаточным для решения поставленных задач, но не избыточным. В работе с иллюстративным материалом нередки два ошибочных стереотипа:
1. Представление одних и тех же данных в форме и графика, и таблицы. Надо выбрать что-то одно, лучше график в силу его большей наглядности.
2. Словесный пересказ содержания таблиц и рисунков, которого следует избегать, отмечая лишь показанные в них закономерности.
За изложением результатов неизменно следуют их обсуждение и выводы. Если результаты отвечают на вопросы «что?», «где?», «когда?», то обсуждение – на вопросы «как?» и «почему?», то есть объясняет результаты. Данные части проекта – самые простые технически, ибо не требуют ничего, кроме размышлений. Они же – самые трудные в исполнении, поскольку от школьников требуются интеллектуальная обработка результатов: владение терминологией, умение ставить вопросы, аналитические способности, склонность к обобщениям, независимость суждений, самостоятельное формулирование выводов. В приведенном перечне не случайно названа независимость суждений. Дело в том, что одни и те же факты нередко объясняются разными специалистами совсем по-разному. И очень полезно иметь собственную точку зрения. Важно также помнить общие требования к выводам:
1. Выводы должны быть краткими итоговыми умозаключениями, к которым приходят на основе обсуждения.
2. Выводы должны быть в должной мере обоснованными.
3. Выводы не должны повторять результаты. Повторение – типичная грубая ошибка.
4. Выводы должны соответствовать поставленным задачам. Это означает прежде всего смысловое соответствие. Кроме того, число выводов не может быть меньше числа задач, но может быть больше, поскольку по одной задаче можно сделать несколько выводов.
II. Оформление проекта.
Все этапы написания и оформления проекта идут под контролем руководителя. Это означает, в частности, отчеты по каждому дню выполнения проекта с разбором и исправлением недочетов и ошибок. Все разделы работы по мере написания также представляются на корректировку. Чистовой текст проекта оформляется лишь после одобрения руководителем.
Готовая к представлению работа начинается с титульного листа, форма которого произвольна, но обязательно включает тему, имена исполнителей и руководителя, место и год выполнения.
Рекомендуемое форматирование текста:
1. Поля страницы: левое – 3 см, правое – 1.5 см, верхнее и нижнее – по 2 см.
2. Шрифт ТimesNewRoman; кегль12 или 14. Кегль может быть уменьшен до 10 только в ячейках (но не в заголовках) громоздких таблиц для уменьшения их размера.
3. Междустрочный интервал – 1 или 1.5.
4. Выравнивание текста – по ширине страницы; слова пишутся без переносов. Абзацный отступ – 6 знаков.
5. Латинские названияродов и видов пишутся курсивом!!! Примеры: Limnaea stagnalis, род Сyclops, Сulex sp.
6. Заголовки разделов пишутся полужирным шрифтом по центру строки заглавными буквами, заголовки подразделов – строчными буквами. В конце заголовка точка не ставится. До и после заголовка – пустые строки.
7. Заголовки таблиц – в две строки. На первой – номер полужирным шрифтом по правому краю строки. На второй – название обычным шрифтом по центру строки. После названия таблицы точка не ставится. Примеры оформления таблиц вы найдёте в описаниях проектов. Заголовок таблицы отделяется от предыдущего текста пустой строкой. Между заголовком и таблицей и после таблицы также пустые строки. Нумерация таблиц – сквозная по всей работе. Номер не ставится лишь у единственной таблицы. Ссылка на таблицу в тексте обычно делается в скобках: (табл. 1).
8. Подписи к рисункам – под самими рисунками, отделяясь от них и от последующего текста пустыми строками. Номер рисунка прописывается полужирным шрифтом, прочее – обычным с выравниванием всей подписи по ширине страницы без абзацного отступа. При наличии условных обозначений они прописываются после названия, отделяясь от него двоеточием. Условные обозначения в подписи отделяются друг от друга точкой с запятой. После названия рисунка точка не ставится. Пример:
Рис. 1. Схема строения стрекозиного крыла: 1 – птеростигма; 2 – костальная жилка; 3 – крыловой треугольник
Нумерация рисунков – сквозная по всей работе. Номер не ставится лишь у единственного рисунка. Ссылка на рисунок в тексте обычно делается в скобках: (рис. 1).
9. Размещение рисунка и таблицы в тексте – после первой ссылки. Ни один раздел не должен начинаться или заканчиваться таблицей либо рисунком. В начале и в конце – только текст!!!
10. Ссылка на литературные источники делается в круглых скобках, обычно в конце предложения с указанием фамилий авторов без инициалов и через запятую – года издания: (Иванов, Петров, 1990). Если авторов больше двух, указывается лишь первый из них по следующей форме: (Иванов и др., 1991). Несколько ссылок разделяются точкой с запятой: (Иванов, 1992; Петров, Сидоров, 1993). Если фамилия автора приводится в предложении, в скобки забираются только годы издания его работ: «Как указывает Иванов (1994, 1995), стрекозы летают быстро, а улитки ползают медленно».
11. Список литературы содержит использованные источники, перечисленные в алфавитном порядке по первому автору, сперва на русском языке, затем – на иностранных. Указываются фамилии и инициалы авторов, название работы, город, издательство и год издания. В многотомном издании после названия работы указывается номер тома. Образцы оформления списка – в перечне источников к конкретным проектам.
III. Защита проекта.
Итогом научного проекта может быть публикация или публичное представление на конференции. Второй вариант предпочтительней первого в плане тренировки, поскольку надо превратить полный текст проекта в доклад и подобрать к нему лучшие образцы иллюстративного материала.
Обычно представление проекта – это 10-минутный доклад с презентацией, демонстрацией коллекций или иных материалов. Превышение указанного времени является недостатком, снижающим общую оценку. Из полного текста в докладе дословно воспроизводятся название проекта, цель и задачи, а также выводы. Прочая информация распределяется так, чтобы дать четкое представление о качестве работы во всех названных выше разделах проекта. За докладом следуют ответы на вопросы аудитории и устные отзывы о качестве проекта. Число вопросов и длительность обсуждения не регламентируются. Исполнители могут предвидеть многие вопросы, заранее подготовить ответы и выстроить доклад так, чтобы свести число вопросов к минимуму, либо, наоборот, спровоцировать вопросы, на которые есть исчерпывающий ответ. Из сказанного ясно, что защита показывает навыки представления результатов проекта: полнота и логичность доклада, количество и качество иллюстративного материала, доступность и стиль изложения, умение отвечать на вопросы и дискутировать, публичное поведение.